17 марта в 16.00 в ОГИК музее состоялся дискуссионный круглый стол, проведенный совместно с Омским региональным отделением Союза краеведов России, посвященный истории основания Первой Омской крепости и обсуждению проекта памятника основателям города. С докладом «Собирался ли Петр I уничтожить Омскую крепость, и кто достоин места на пьедестале памятника основателям города» выступил доктор исторических наук, председатель Омского регионального отделения Союза краеведов России, директор ОГИК музея П. П. Вибе.
На основе архивных материалов и документов докладчик выявил безосновательность высказываний о негативном отношении Петра I к постройке Омской крепости и его приказе о ее сносе. Документы, как уже ранее публиковавшиеся (проект крепости, выполненный де Гранжем в 1722 г.), так и впервые представленные широкой аудитории во время проведения круглого стола, служат опровержением широко распространенной версии о случайном сохранении форпоста. Легенда, рожденная 100 лет назад историком Сибирского казачьего войска Г. Е. Катанаевым, относительно времени основания крепости и роли Петра I в ее судьбе, была развенчана. На основании изложенных в докладе фактов П. П. Вибе пришел к выводу о необходимости установления в Омске памятника императору Петру I и И. Д. Бухгольцу как непосредственному исполнителю воли государя и основателю укрепления на Оми. Было выдвинуто предложение по корректировке и доработке существующего ныне проекта памятника основателям Омска в силу спорности обоснованности нахождения в скульптурной группе остальных фигур (сибирского губернатора М. П. Гагарина, И. И. Шпрингера и собирательного образа казака), а также места его расположения в районе Второй, а не Первой Омской крепости. Основные тезисы доклада П. П. Вибе получили положительный отклик со стороны представителей научного и краеведческого сообщества. Во время обсуждения доклада было высказано несколько уточнений и замечаний.
Возведение памятника основателям города, безусловно, волнует всех омичей, неравнодушных к истории города. Благодаря круглому столу появилась возможность обсудить и репрезентовать свои версии будущего памятника представителям городского самоуправления, научного сообщества, краеведам и журналистам.